УТВЕРЖДАЮ Директор ГУО «Кохановичская средняя школа Верхнедвинского района» М.Э.Тваранович 2 сентября 2024г |
ГРАФИК ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЗАВТРАК |
категория обучающихся |
время |
детский сад |
8.30 – 8.50 |
|
1 класс |
8.30 – 8.50 |
|
2-4 классы |
11.35 – 11.55 |
ОБЕД |
категория обучающихся |
время |
детский сад |
12.20 – 12.55 |
|
1 класс |
12.20 – 12.40 |
|
5-11 классы |
12.40 – 13.00 |
ПОЛДНИК |
категория обучающихся |
время |
льготная категория учащихся |
14.40 – 14.50 |
|
1 класс (ГПД) |
15.40 – 16.00 |
|
детский сад |
15.40 – 16.00 |
Организация питания в школе
Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в нашем учреждении образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание.
Организации питания обучающихся в учреждении осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании с соблюдением нормативных правовых актов и иных документов.
В системе школьного питания реализуется принцип многоуровневого контроля качества питания, в том числе основная роль в организации и контроле за качеством питания отводится Совету по питанию.
В начале учебного года был создан Совет по питанию.
Совет по питанию осуществляет работу в соответствии с планом работы на год, утвержденным директором.
Вопросы организации школьного питания вызывают повышенный интерес администрации и педагогического коллектива школы. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же. Школа была и остается началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В связи с этим в школе разработана Программа производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий на 2024/2025 годы.
Цель программы:
обеспечение безопасных и безвредных условий пребывания в учреждении образования детей и сотрудников путем соблюдения требований санитарных правил, выполнения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, организации и осуществления контроля за их исполнением.
Задачи программы:
обеспечение соответствия школьного питания детей установленным нормам и стандартам;
охват горячим питанием всех школьников;
приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями;
организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания с учащимися и их законными представителями;
оценка качества школьного питания.
Проектная мощность обеденного зала – 60 посадочных мест.
В столовой ГУО «Кохановичская средняя школа Верхнедвинского района» выполняются все санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся. Пищеблок укомплектован необходимым оборудованием.
Ежегодно проводится на пищеблоке и в обеденном зале косметические ремонты.
Материально-техническая база пищеблока:
№ |
Название оборудования |
Количество |
Столовая |
||
1 |
Умывальники у входа |
2 |
2 |
Мебель: столы/ скамейки |
12/16 |
3 |
Другое оборудование: столы для использованной посуды/стол для питьевой воды |
1/1 |
Зона сырой продукции |
||
4 |
Производственные столы |
4 |
5 |
Моечные ванны |
5 |
6 |
Электромясорубка |
1 |
7 |
Разделочный инвентарь: ножи/доски |
3/3 |
8 |
Весы |
1 |
9 |
Протирочная машина |
1 |
Зона готовой продукции |
||
10 |
Производственные столы |
2 |
11 |
Холодильник |
1 |
12 |
Стеллажи |
1 |
13 |
Разделочный инвентарь: ножи/доски |
8/8 |
14 |
Весы |
1 |
15 |
Пароконвектомат |
1 |
16 |
Электроплита |
2 |
17 |
Электросковорода |
1 |
Прочие помещения |
||
16 |
Овощехранилище |
1 |
17 |
Складское помещение |
1 |
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима. В 2025 году планируется приобретение посудомоечной машины. Своевременно осуществляется контроль за изъятием посуды со сколами и трещинами. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное умывальниками и сушилками для рук.
В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется 3 холодильника и 2 морозильные камеры, предназначенные для хранения разного вида продуктов, соблюдая товарное соседство. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм. Вместе с тем объект питания не обеспечен достаточным количеством холодильного оборудования для хранения овощей, фруктов.
Интерьер нашей столовой красив, а атмосфера наполнена теплом и домашним уютом. На столах всегда есть салфетки. Персонал столовой ежедневно встречает детей доброжелательными улыбками, поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую. А благодарностью за труд работников пищеблока являются съеденные обеды.
Повар имеет профессиональное образование, имеет большой стаж работы (10 лет), периодически проходит курсы повышения квалификации (имеет 4 разряд).
Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы. Работникам объекта питания необходимо строго соблюдать раздельное хранение санитарной и личной одежды.
На пищеблоке ведутся журналы:
- «Здоровье»;
- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- журнал по контролю качества скоропортящихся продуктов;
- журнал входного контроля;
- журнал контроля термической обработки блюд;
- журнал контроля температурного режима холодильников;
- книга учета поступления товаров;
-журнал контроля параметров микроклимата в складских помещениях;
-журнал контроля рабочего состояния технологического и холодильного оборудования.
Контроль качества питания постоянно осуществляет Совет по питанию. Качество готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.
Горячим питанием охвачено 100% школьников. Питание учащихся организовано на двух больших переменах продолжительностью 20 минут:
11.35 – учащиеся 2-4 классов;
12.40 – учащиеся 5-11 классов.
На каждой перемене в столовой дежурит учитель, который проводит бракераж пищи, смотрит за порядком в зале, оказывает посильную помощь в организации горячего питания.
Дежурный администратор регулярно контролирует питание обучающихся на переменах: количество питающихся, качество питания; работу дежурного учителя по столовой.
Используется утвержденное десятидневное меню в соответствии с нормами СанПиНа.
В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молочные продукты. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы в рационе используется аскорбиновая кислота. Выполняются требования к организации питьевого режима.
Ежедневно до девяти часов утра происходит учет состава обучающихся, формируется меню и соответствующая документация в программе «Крошка», производится закладка продуктов.
Проводится анкетирование учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, удовлетворенности работой школьной столовой. Результаты анкетирования выносятся для обсуждения на совещания при директоре, на родительские собрания и заседания Совета по питанию. Так, по результатам анкетирования 98% учащихся удовлетворены питанием в школьной столовой, качеством приготовленной пищи, покидают столовую с хорошим настроением. Из первых блюд детям больше всего нравятся рассольник, борщ, суп картофельный с мясными фрикадельками; из вторых – биточки куриные с сыром, наггетсы «Школьные», картофель запеченный дольками, оладьи картофельные с мясом, плов; из салатов – «Оливье» с колбасой; на третье предпочитают разные напитки. Из блюд, которые хотели бы видеть в школьном рационе, дети называют пиццу, оладьи, блины, салат из огурцов и помидор. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие.
Организационное, методическое, педагогическое сопровождение работы по совершенствованию организации питания, формированию культуры здорового питания школьника включает в себя методические разработки классных часов, уроков, воспитательных мероприятий, внеклассных занятий, проведение анкетирования, мониторинговых исследований по вопросам здорового питания, работы школьной столовой. В течение года были проведены: интерактивная игра «Азбука здоровья» (5 класс), час общения « О здоровье всерьез», квест-игра
« Быть здоровым – здорово» (7 класс), час общения «Влияние питания на развитие человека», интеллектуальная беседа « Разговор о правильном питании» (10 класс).
На уроках трудового обучения (обслуживающего труда) в 5–9 классах проводятся занятия по разделу «Кулинария».
В течение учебного года контролирующими организациями осуществлялись проверки по санитарному состоянию пищеблока и обеденного зала, соблюдению технологии приготовления блюд.
Проанализировав работу школьной столовой, можно сделать следующие выводы:
в школе организовано правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила организации питания;
уделяется постоянное внимание формированию навыков здорового питания у учащихся и их родителей;
имеющаяся материально-техническая база соответствует требованиям.
В перспективе организация рационального питания школьников может позволить достичь следующих основных целей: улучшение состояния здоровья школьников; рост учебного потенциала детей и подростков; улучшение успеваемости школьников; повышение их общего культурного уровня.
Каждый учащийся и родитель должен понимать, насколько важно соблюдать режим питания, есть горячий обед в школе. От активной позиции самих учащихся и от разъяснительной работы среди родителей в большой степени зависит организация правильного питания в школе. Обязательным является рациональное сочетание школьного и домашнего питания.
С целью повышения качества питания обучающихся в учреждении образования необходимо:
1. Проводить качественный и системный анализ востребованности блюд у обучающихся, с целью недопущения формирования отходов. При необходимости проводить их замену;
2. На особый контроль взять выполнение работниками пищеблоков требований по обеспечению раздельного хранения санитарной и личной одежды;
3. Проводить разъяснительную работу с родителями об особенностях организации питания обучающихся (режим питания, меню, внедрение новых блюд), обращая особое внимание на формирование культуры правильного питания у детей, в том числе используя сайт, родительские чаты, социальные сети.