Психологический портрет подростка
Современные подростки стали более прагматичными, для них резко возросла значимость материальных ценностей, а для различных категорий трудных подростков с девиантным, делинквентным поведением, неуспевающих, с аддиктивным (зависимым) поведением- характерно отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временной перспективы. Многочисленные исследования, проводимые зарубежными и отечественными специалистами, позволили составить общий психологический портрет личности подростка, юноши, девушки, молодого человека, подверженного влиянию и проявлению религиозного экстремизма и терроризма.
· Неуважительное отношение к своей культуре.
· Враждебное отношение к «чужой» культуре.
· Выключение из принятых моральных и этических норм.
· Чувствующие себя униженными, зажатыми, подавленными, начинают использовать прямое насилие для изменения своего положения.
· Трудно адаптирующиеся к общественным правилам.
· Уверенные в собственном превосходстве над окружающими.
· Испытывающие желание получить признание, славу.
· Обнаруживающие расстройства личности с высоким уровнем агрессии.
· Аффектогенная мотивация (Враждебная триада- гнев, отвращение и презрение, месть, составляет эмоциональный фон).
· Оппозиция большинству.
· Демонстрация собственной силы.
· Истерические черты.
· Высокий уровень невротизма.
· Асоциальность.
· В детском и подростковом возрасте обнаруживали высокий уровень притязаний.
· Завышеную самооценку.
· Склонность к фантазированию.
· Внешнеобвинительная позиция.
· Требовали к себе повышенного внимания педагогов.
· Уровень школьной успеваемости средний или низкий.
· Отверженные среди сверстников.
· Нередко имели скрытые или явные дефекты.
· Жестокость в поведении.
· Тяга к разрушению.
· Совершали акты вандализма.
· Инфантильность: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни.
· Обижающие животных.
· С легко возбуждающейся психикой.
· Подростки подвергаются глубокой идеологической обработке.
· Неподготовленность к хитроумным обманным ходам мошенников, незнание отработанных типовых приемов и отсутствие навыков распознавания обманов ведут к подверженности религиозному экстремизму и терроризму.
Профилактическая работа педагогов с подростками
Работа с детьми, подростками
1) Для педагога важно не только понимать причины, которые могут привести к деформациям характера подростка и вследствие этого к бытовому экстремизму и терроризму по отношению к близким людям, друзьям, учителям, но также четко представлять себе, насколько опасно это явление для общества в целом, какие отдаленные последствия может иметь освоение таких форм достижения личных (или узкогрупповых) целей, как экстремизм и терроризм.
2) Развитие правовой базы.
3) Рекламирование позитивного образа молодого россиянина и путей самореализации.
4) Перевод установок подростков из сферы досуга (праздность, ложные ценности) в сферу позитивной трудовой деятельности, творчества.
5) Создание среды позитивного развития и решения актуальных проблем.
6) Формирование здорового образа жизни, представлений о здоровье как о важном атрибуте социального успеха.
7) Дорожные карты по обеспечению безопасной образовательной среды.
8) Ведущая деятельность подростков - общение со сверстниками, со взрослыми, общественно значимая деятельность, группы по интересам, посещение организаций дополнительного образования в полной мере способствуют профилактике. Работа с родителями.
9) Педагоги должны способствовать осознать эту проблему родителями учащихся, поскольку именно в семье складываются главные поведенческие стереотипы подростка, развиваются склонности разрешать собственные трудности путем насилия и агрессии.
10) Предупреждение на бытовом уровне, где манипуляция путем насилия имеет широкое распространение, многими не осознается как негативное общественное явление.
11) Формирование здорового образа жизни, представлений о здоровье как о важном атрибуте социального успеха. Здоровый человек в поведенческом плане удовлетворен жизнью и всеми её проявлениями: любовью, дружбой, любимым делом, легче осваивает учебные и трудовые навыки, успешнее приспосабливается (адаптируется) к условиям существования.
Эти профилактические меры позволят снизить остроту конфликтов, возникающих между педагогами, родителями, подростками и будет способствовать решению возникающих проблем на основе взаимопонимания, толерантности и оптимизации взаимоотношений. Работа с педагогическим коллективом
1) Профилактика конфликтов в образовательной среде.
2) Исключение разных видов насилия в процессе взаимодействия.
3) Диагностика социально-психологических свойств личности обучающихся, родительско-детских и детскородительских отношений.
4) Дорожная карта по обеспечению всех видов безопасности на уровне работы со школьным классом, с отдельными обучающимися.
5) Составление психолого-педагогической характеристики школьного класса (совместно с педагогом-психологом) и др.
Литература: 1. Олейник И.В., Соснин В.А.Тоталитарная секта: как противостоять её влиянию.-М.:Генезис, 2005.-79с. 2. Основы работы с молодежью/Под ред. Т.Э. Петровой.- М.: альфа-М, 2010.-220с. 3. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков/С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И соковня и др.;Под ред.И.Соковни.-М.:Просвещение, 2012.-158с. 4. Чесноков Н.А. Обеспечение психолого-педагогической безопасности образовательных систем/ Н.А.Чесноков.- М.:УЦ Перспектива, 2012.-144с.